обычно-правовые поземельные отношения у коренных народов австралии и океании
ОБЫЧНО-ПРАВОВЫЕ ПОЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У КОРЕННЫХ НАРОДОВ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ
Габрилян Р.Р.
Из всех обычно-правовых норм, применяемых в настоящее время в Австралии и государствах и территориях Океании, нормы, регулирующие поземельные отношения занимают особое место.
В Океании выделяют три формы собственности на землю: государственную, частную и обычно-правовую.
В указанном регионе мира активно употребляется термин «customary land» - «обычно-правовая земля». Данным термином обозначают земельные участки, принадлежащие общинам коренных жителей и управляемые в соответствии с их обычаями. В большинстве стран и территорий Океании вышеупомянутая форма землевладения и землепользования является преобладающей, так, например, в Папуа-Новой Гвинее 97% всего земельного фонда страны управляется посредством обычного права, в Вануату и Токелау – 98%, а на Маршалловых Островах – 99%. При этом частная собственность на землю является наименее распространенной, в частности на островах Фиджи частный земельный фонд составляет только 8%, при этом, не считая Австралии и Новой Зеландии – это наивысший показатель в регионе [1].
Несмотря на сложности в выявлении общих черт в обычно-правовом землепользовании, в связи с существенно отличающимися обычаями у разных народов, даже в рамках одной страны или острова, австралийские ученые обобщив информацию, пришли к выводу, что обычно-правовое землепользование предполагает:
- Доступ к праву земельной собственности, преимущественно приобретается с рождением и определяется принадлежностью к тому или иному роду или племени;
- Группы, основанные на родстве либо схожих формах отношений, являются основными субъектами землевладения;
- Основными субъектами землепользования являются частные лица или небольшие домохозяйства;
- Мужчины, большей частью вожди, старейшины или пожилые в рамках обычно-правовых родственных групп преобладают в решении вопросов, касающихся управления землей данных групп;
- Будучи источником власти, земля, является также и базисом для многих сфер социальной, культурной и даже духовной жизнедеятельности;
- Существуют общепринятые способы обеспечения потребностей в земле для любого, принятого в группу. Так, например, беженцы из других племен (в частности, из-за межплеменных войн) зачастую признаются группами в качестве «своих» и получают те же привилегии, что и коренные члены групп;
- Земельные участки могут передаваться только в рамках существующих социальных или политических отношений;
- Право доступа к управлению и пользованию землей постоянно приспосабливается к изменениям в группе, к примеру, количество членов некоторых групп быстро увеличивается, в других же, наоборот происходит сокращение, в результате чего, требуется перераспределить землю [2].
Трепетное отношение островитян к своей земле не смогли уничтожить ни многие десятилетия колониальной политики (в-основном английской и французской), ни влияние западной цивилизации в постколониальный период.
Коренным жителям Австралии удалось добиться права собственности на свои земли только в судебном порядке. Долгие попытки вернуть земли под обычно-правовое управление проводились аборигенами на протяжении многих лет после обретения независимости Австралией и окончания политики «белой Австралии». Однако удалось сделать это относительно недавно и было связано с настойчивостью представителя меланезийского племени Мериам с островов Торресова пролива – Эдди Мабо.
В 1982 г. Эдди Мабо совместно с Дэвидом Пасси и Джеймсом Райсом выступили в Высоком суде против внесенных изменений в Акт штата Квинсленд относительно распределения земельных участков. Мабо и соплеменники утверждали, что к моменту присоединения островов к Квинсленду земля принадлежала им. Решение суда в пользу коренных жителей Австралии стало прецедентом. Однако в 1985 г. правительство Квинсленда попыталось изменить положение дел принятием нового акта, в котором отвергалось право мериамцев на земли островов в связи с тем, что до 1879 г. земля никому не принадлежала. В 1988 г. Высокий суд постановил, что Акт 1985 г. противоречит Акту Союза о расовой дискриминации 1975 г.
В 1992 г. Решением Высокого суда было отвергнуто суждение правительства штата Квинсленд относительно того, что до 1879 г. острова являлись «terra nullius» - землей ничейной [3], а, следовательно, представители племени Мериам, так же, как и другие жители островов Торресова пролива получили полное право распоряжаться землей, на которой жили их предки.
Эдди Мабо, не дожив до исторического решения суда, после смерти стал настоящим героем, был посмертно награжден высшей наградой Австралийской Комиссии по правам человека, а прецедент – был назван его именем.
Дело Мабо против Квинсленда (Mabo vs Queensland, 1992) произвело настоящую революцию в Австралии. Так, в 1993 г. Был принят Акт о праве собственности на землю коренных жителей, который был направлен на имплементацию дела Мабо в австралийское право. Данный акт предусматривал создание Национального трибунала о праве собственности на землю коренных жителей, в настоящее время решающий многие вопросы, возникающие в связи с притязаниями тех или иных представителей коренных жителей Австралии на земли их предков, таких как, медиация или проверка подобных притязаний.
В 1998 г. в Акт 1993 г. были внесены изменения, что было вызвано выигрышем в 1996 г. народом Уик еще одного дела у штата Квинсленд.
Несколько иная ситуация в соседней Новой Зеландии. Около 6% всего земельного фонда страны принадлежит, в соответствии с законами Новой Зеландии и управляется на основе обычного права – коренным народом маори.
В 1840 г. между представителями Британской короны и вождями маори был подписан Договор Ваитанги, согласно которому последние сохраняли свои полномочия и могли пользоваться обычаями, но подпадали в подчинение Британской империи.
На протяжении более, чем ста лет маори, несмотря на данное им обещание сохранить их привилегии, постепенно, под разными предлогами теряли контроль над своими землями (например, как в 1864 г., когда был принят Акт о публичных работах, в соответствии с которым, по причине необходимости прокладки дорог и железнодорожных путей, у маори отбирались земли).
В 1865 г. был учрежден Суд о праве собственности на землю коренных жителей, который по большому счету, занимался побуждением маори к продаже земли правительству.
В 1953 г. принимается Акт о политике в отношении маори, который явился «последней каплей» для коренного населения. В 1975 г. после нескольких десятилетий борьбы за свою землю маори добились принятия Акта о Договоре Ваитанги, в соответствии с которым был создан Трибунал Ваитанги, который и по сей день решает вопросы о нарушении Короной Договора Ваитанги.
Впоследствии было принято большое количество актов и судебных решений, ставших прецедентами. В частности, Совет Маори Новой Зеландии против Генерального прокурора 1987 г., Те Уеефи против Регионального Управления рыбного хозяйства 1996 г., Акт о землях маори 1993 г. и Акт о прибрежной зоне и морском дне 2004 г.
С земельными участками, которые подпадают под действие обычного права невозможно совершение всего того обширного круга сделок, как с землей государственной или частной. Так, например, в Самоа земли коренных самоанцев не могут быть заложены, при получении земли в наследство, наследник освобождается от уплаты налога, тогда как в отношении участков, находившихся в частной собственности, налог взимается обязательно. Арендовать обычно-правовые земельные участки можно на двадцать лет, с правом продления договора еще на такой же срок. Аренда подобных земельных участков, целью которых, является сельскохозяйственная деятельность, возможна только жителям населенного пункта, в рамках которого находится данный участок, причем делается это для того, чтобы данные сельхозугодия не «терялись» безвозвратно, либо не приходилось арендаторов-чужаков принимать в свою общину [4].
Очень серьезно коренные жители государств и территорий Океании относятся к межеванию и нарушению границ своих земельных участков. Так, например, в Вануату для того, чтобы отгородить участок совсем необязательно выстраивать многометровые заборы, а достаточно высадить священную для всех островитян пальму «намеле». Ветви данного дерева изображены на флаге страны, подняв ветвь, можно остановить межплеменную войну, а, увидев растущие пальмы ни-вануату (коренной житель островов) не осмелится ступить на данный участок.
Представителям других цивилизаций сложно понять жизненный уклад коренных жителей Австралии и Океании. Еще сложнее понять их отношение к собственной земле и своим обычаям и традициям. Данное отношение складывалось на протяжении множества веков. Например, у маори право собственности на землю берет свое начало еще в космологических убеждениях, что люди появились в результате союза Матери Земли (papatuanuku) и Отца Неба (ranginui). Сам термин народа маори, которым они обозначают землю (whenua), означает также плаценту, а термин, которым маори пользуются для обозначения людей (tangata whenua) также означает лоно Земли. Следуя философии маори, в отношении земли правильнее будет применение термина «принадлежность» к ней, нежели «владение» ею [5].
Земля у аборигенов Австралии также имеет значение, выходящее за рамки понимания современного западного человека. Земля того или иного племени является основой для их жизни, вот почему, в том числе и из-за потери собственных земель, либо изгнанные со своей территории, многие коренные жители Австралии уходили в небытие. Аборигены духовно связаны со своей землей, что отразилось в их космогонии, называемой Dreaming – Сновидение, согласно которой члены различных групп коренного населения Австралии несут духовную ответственность за сохранение земли посредством ритуалов и церемоний.
Примечания:
1. Making Land Work. Volume One. Reconciling customary land and development in the Pacific //www.ausaid.gov.au/publications
2. Там же.
3. Начиная с XVIII в. колонизаторы именовали малонаселенные или заселенные аборигенами земли «terra nullius» - землей ничейной.
4. Customary Land Tenure Review // www.mnre.gov.ws/projects/siam/documents
5. Maori landownership and land management in New Zealand http://www.ausaid.gov.au/publications
- Создано .